Вся история кратко

Незаслуженных соединений на флоте, наверное, вовсе не бывает. Иные знамениты и гордятся своим военным прошлым, другие тоннажем, рангом, уникальным оружием входящих в его состав кораблей и сотнями тысяч миль, пройденных в океанских походах, третьи - участием в известных внешнеполитических акциях. Заслуженным может оказаться даже отдельный дивизион кораблей ОВР.
Однако есть знаковые соединения, появление и деятельность которых знаменовали наступление новой эры, новой эпохи в развитии флота и даже Вооруженных Сил в целом. Соединения, действительно положившие начало нашему океанскому флоту. Речь пойдет об одном из двух старейших соединений АПЛ на ТОФ и первом соединении атомоходов, развернутом на открытом океанском направлении, которое обеспечивается географическим положением Камчатки. Есть ли необходимость напоминать, что именно с Камчатки начинаются самые короткие и удобные маршруты развертывания сил флота и авиации? Благодаря этому обстоятельству эффективность развернутых здесь сил удваивается и даже утраивается.
Речь пойдет о 45-й ДиПЛ. Датой её рождения считается 31 октября 1962 г.. и сформирована она была на базе 15-й ЭсПЛ ТОФ всего через три года после сдачи флоту первой советской АПЛ. Первым командиром дивизии стал капитан 1 ранга В.С.Сапов, имевший большой опыт командования АПЛ. Среди представителей командования дивизии этого периода были тоже достаточно известные люди: начальник штаба капитан 1 ранга Н.М.Истратов, начальник политотдела капитан 1 ранга В.М.Архипов (его сменил Герой Советского Союза капитан 1 ранга А.А.Комаров - участник Курильского десанта), начальник ЭМС капитан 2 ранга Н.З.Бисовка (первый командир БЧ-5 К-178). Одновременно на Камчатке в б. Краше-нинникова начинается энергичное развертывание инфраструктуры для базирования АПЛ. Характерно, что она по большей части тоже вводится в состав 45-й ДиПЛ: создаются новые СРБ, прибывают ПДКС ТНТ, ПБ, ПКЗ, строится станция воды высокой чистоты, компрессорные, новые зарядовые станции и другое - причальный фронт базы начинает приобретать современный вид, стремительно расширяется.
Уже в 1963 г. на Камчатку прибывают и последовательно включаются в состав 45-й ДиПЛ четыре АПЛ. Первая  К-122 пр.659 (командир капитан 2 ранга В.В.Смирпов), построенная на ЗЛК.
Поступление новых АПЛ в дивизию из-за тяжелых ледовых условий Чукотского моря и Берингова пролива несколько раз откладывалось и началось только в 1974 г. Завершив 25000-мильный групповой переход через Атлантику, Индийский океан, неспокойную тогда из-за войны во Вьетнаме северо-западную часть Тихого океана, в мае 1974 г. на Камчатку прибыли первые две многоцелевые АПЛ 2-го поколения: К-314 пр.671 (капитан 1 ранга В.П.Гонтарев) и К-201 пр.670 (капитан 1 ранга В.Д.Хайтаров). Поход возглавлял известный уже тогда в военно-морских кругах и на ТОФ командир 11-й ДиПЛ СФ контр-адмирал РА.Голосов.
Поход был завершен успешно и своевременно. К-314 вошла в состав 45-й ДиПЛ. Началась эксплуатация новых кораблей на ТОФ, и опять, как всегда 45-я ДиПЛ оказалась в авангарде освоения новой техники и нового оружия. Никакой помпы вокруг похода не было - скорее всего, участников просто забыли наградить какими бы то ни было правительственными наградами. Что ж, таковы были обычаи того времени! Переход АПЛ с СФ на ТОФ осуществлялся в составе отряда кораблей, в который, помимо К-201 и К-314, были включены БПК «Маршал Ворошилов» пр. 1134A (СФ), экспедиционно-океанографическое судно «Башкирия» (БФ) и плавмастерская ПМ-129 (БФ). На двух последних судах на Дальний Восток следовали вторые экипажи ПЛ.
В 1975 г. в ходе учений "Океан-75"  К-454 с 89-м экипажем (капитан 2 ранга А.В.Макаренко) проводила слежение за иностранной АПЛ в течение 72 часов. Контакт был прерван только по приказанию вышестоящего командования, так как "супостат" на ходу 28 уз, до которого его "разогнала" К-454, "летел" в район БП, где командование не успевало поднять на поверхность находившуюся там в подводном положении ДЭПЛ. Весною этого же года К-454 с 89-м экипажем (капитан 2 ранга А.В.Макаренко) в дальнем противолодочном охранении выводит на первую боевую службу РПКСН пр.667Б (на борту ракетоносца находились командующий ТОФ и командующий 2-й ФлЛЛ). В 1976 г. все АПЛ пр.671 дивизии приняли участие в поисковой операции в Филиппинском море (соединением командовал уже капитан 1 ранга В.И.Заморев, находившийся на одной из лодок). Капитан 1 ранга В.П.Гонтарев, считавшийся среди подводников дивизии уже ветераном подплава и сделавшийся к тому времени всеобщим любимцем, на своей К-314 перехватывает ПЛАРБ ВМС США на пути её развертывания с базы на о.Гуам и жестким слежением принуждает ее прекратить развертывание и вернуться в базу (всплывший "супостат" был сфотографирован в надводном положении через перископ).
Между тем дивизия стояла уже на пороге следующего перевооружения. Этого объективно требовала складывающаяся в мире, и в первую очередь на театре, обстановка. Вероятный противник предпринимал беспрецедентные, даже в условиях гонки вооружений, меры по развертыванию ракетно-ядерной системы морского базирования "Trident", причем первая эскадра новых ракетоносцев этой системы планировалась к развертыванию именно на Тихом океане (база для них строилась в Бангоре). От западного побережья США эти ракеты были способны долететь до Урала, а из районов патрулирования - и до центра европейской части страны. Противопоставить этой страшной экспансии можно было только новейшие противолодочные АЛЛ. На Севере в 1977 г. первая такая лодка проходила испытания - речь идет об АПЛ пр.671РТМ, а судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре готовился к их крупносерийному строительству. Принципиально новое вооружение, улучшенные ПЭ, достигнутая малошумность давали модернизированной версии АПЛ пр.671 абсолютно новые возможности. Несмотря на то что в истории дивизии еще будут более совершенные "Барсы", период освоения АПЛ пр.671 РТМ, пожалуй, был самым бурным и напряженным. Буквально за три-четыре года через дивизию прошли все 13 "корпусов" этого проекта, при этом в её составе еще оставались АПЛ пр.671 и даже часть АПЛ пр.627А.
К наиболее ярким командирам этого периода следует отнести в первую очередь капитана 2 ранга В.Я.Дудко, капитана 2 ранга О.М.Лобанова, капитана 2 ранга М.А.Алиева. Их К-492, безусловно, была самой результативной. Сюда же следует отнести и капитана 2 ранга В.П.Кулиша, капитана 2 ранга А.И.Изотова с его старшим помощником И.Ф.Крыловым на К-251, трижды подряд завоевавших приз ГК ВМФ по противолодочной борьбе и тем самым обеспечивших его "постоянную прописку" в 45-й ДиПЛ. Нельзя не вспомнить и ветерана дивизии капитана 1 ранга В.И.Рыбалко, 19 лет прокомандовавшего АПЛ пр.671 РТМ и сове¬шившего более десятка дальних походов самой разной продолжительности и сложности. В этот же период сформировались как командиры и военачальники многие нынешние адмиралы, в том числе М.Г.Захаренко (заместитель ГК ВМФ), Г.Л.Бутаков (начальник управления ВВМУЗ), В.А.Водоватов, Н.Г.Ковалевский (командир 10-й ДиПЛ, ныне начальник ВМИРЭ им. А.С.Попова), И.Н.Козлов, К.С.Сиденко и др. Наиболее заметной в эпоху "эртээмов" оказались службы К-492, для начала проложившей путь к месту базирования 17-й эскадры ПЛ, в состав которой входили ПЛАРБ системы "Trident", - самому заветному, что было у наших тогдашних "заокеанских оппонентов". Этому кораблю удалось "лишить невинности" саму «Ohio» - главную козырную карту американской ядерной стратеги ческой триады.
Однако главный секрет успешности двизии всегда заключался в людях. Список наиболее выдающихся командиров АПЛ соединения по праву дополняют капитан 2 ранга А.Матушкин, капитан 1 ранга И.Ф.Крылов. Именно благодаря командирскому мастерству Игоря Феликсовича удалось привести К-331 с БС из центра Тихого океана, после выхода из строя УГВ, под резервными электродвигателями! И это поздней осенью, в период штормов! В подводном положении! Кто понимает, оценит, каково всплывать на сеансы связи, имея такую скорость. Едва ли подобное кому-либо приходилось делать. Прекрасно командовали кораблями пр.971 капитан 1 ранга И.О.Головчанский, капитан 1 ранга И.А.Сапа (первый старший помощник командира головной ПЛ). Дивизия была сильна своим штабом, который возглавлял на том этапе капитан 1 ранга А.А.Аполлонов, затем капитан 1 ранга СЛ.Ташлыков, сумевшие сохранить традиционный стиль и уровень управления, всегда отличавшие 45-ю ДиПЛ. Неизменно высоко котировались флагманские специалисты дивизии, в том числе штурманы И.С.Ситников, М.И.Сажаев (ныне главный штурман ТОФ), механики В.И.Рысев, Н.А.Костин, флагманский специалист по РЭБ В.Чепик, флагманский специалист ракето-торпедного оружия капитан 2 ранга Шабанов и многие другие.
В 1998 г. в ходе организационно-штатных мероприятий дивизия прекратила свое суще¬ствование. Имеющиеся АПЛ и экипажи были переданы в состав 10-й ДиПЛ ТОФ. За 36 лет дивизия четырежды перевооружилась, что само по себе явление уникальное, и, может быть, это единственный случай в истории ВМФ. С 1963 по 1967 г. (на протяжении пяти лет) соединение составляло основную ударную силу ТОФ и всегда было на острие решения его главных задач. Все 36 лет дивизия оставалась важнейшим фактором сдерживания потенциальных агрессоров на Дальнем Востоке. Десятки раз объявлялась лучшей дивизией на флоте и в ВМФ. И опять же главной гордостью и силой дивизии оставались люди и тот дух, который отличал её среди множества других. - дух истинного товарищества, преданности флоту, гордости за свое уникальное соединение, дух неизменной доброжелательности, единства и порядочности. Может быть, поэтому здесь за всю историю существования не было серьезных аварий, все корабли возвращались в базу (старые под¬водники знают эту зависимость). Дивизия по праву гордилась своими девятью Героями Советского Союза, восемь из которых получили это высокое звание непосредственно в соединении. И если 3-я и 31 -я ДиПЛ СФ по праву считаются колыбелью атомного флота, то 45-ю ДиПЛ без всякой натяжки можно назвать еще и ристалищем его славы. Гордость эта тем более основательна, что за девятью Героями Советского Союза всегда стояли не десятки, а сотни пусть и обойденных наградами героев, сделавших реальностью океанский Флот СССР и добившихся стратегического паритета. И дело совсем не в том, сколько орденов у них на груди, важно другое - непостижимые масштабы и важность совершенного. Они возрождают к жизни ныне почему-то утраченное понятие заслуженный офицер флота, заслуженный подводник - самые почетные звания, поскольку присуждали их люди, а не власть.

Это дополнение к этой странице на мой электронный адрес прислал капитан 1 ранга Чепенко Борис Александрович:

Уважаемые господа – разработчики «Юбилейного букета», к вам обращается капитан 1 ранга Чепенко Борис Александрович, который служил на ПМ-141 с 19 августа 1962 года по 04 июня 1966 г. командиром группы приготовления воды высокой чистоты и сорбентов - командиром трюмной группы (ВУС 315 - радиохимик), с просьбой дополнить данные о кораблях и частях 45 дивизии АПЛ на Камчатке.

Первым кораблём, прибывшим в состав 45 дивизии 26 сентября 1962 года, была плавучая мастерская ПМ-141 (в/ч 31047), переделанная в 1960-1962 годах на 178 заводе во Владивостоке из эскадренного миноносца «Вечный» в плавучую техническую базу для обеспечения атомных подводных лодок, в том числе в пунктах маневренного базирования. Сначала её назвали ПТБ-12, а затем – ПМ-141.
Оперативный дежурный 15 эскадры 26 сентября, когда корабль прибыл в бухту Крашенинникова, дал координаты места для якорной стоянки корабля. Пошли к указанному месту. Вдруг из-за мыса в пос. Ягодный вырулил самолёт Бе-6 и помчался навстречу нашему кораблю. Командиру корабля пришлось принять меры на расхождение не с кораблём, а с самолётом. Естественно, командир это прокомментировал.
Выяснилось, что оперативный дежурный 15 эскадры дал место для якорной стоянки ПМ-141 на взлётно-посадочной полосе самолётов Бе-6.
ПМ-141 специально была переоборудована из эсминца проекта 30-бис («Вечный») в плавучую техническую базу (ПТБ-12) для обеспечения атомных подводных лодок и обеспечивала до 1969 г. все АПЛ эскадры:
- электроэнергией для ввода и вывода (расхолаживания) реакторов с трёх специально установленных на корабле турбогенераторов, каждый из которых вырабатывал по 1200 Ампер электроэнергии;
- водой высокой чистоты (ВВЧ). Для этого на корабле были установлены два корабельных испарителя ИКВ-16/2,5 для получения дистиллированной воды из морской, системы ионообменных и обескислороживающих фильтров для очистки дистиллята и получения ВВЧ, ёмкость из нержавеющей стали объёмом 58 м3 для её хранения;
- газом высокого давления – гелием, а потом азотом для подачи в первый контур реактора. Для этого в помещении перекачивания гелия было установлено 4 баллона по 400 л каждый для хранения гелия и 2 компрессора для его перекачивания на АПЛ. Гелий на корабль поставляла шхиперская служба Камчатской военной флотилии;
- ионообменными смолами (катионитом КУ-2-8чс и анионитом АВ-17-8чс) для загрузки в фильтры очистки воды 1-го и 2-го контура реактора. Как правило, ионообменные смолы в рабочую форму (их регенерацию) делали сами на имевшейся установке регенерации, позволявшей регенерировать за одну загрузку 350 литров катионита или анионита, переведя их в рабочую форму;
- электроноионообменником ЭИ-5 для очистки воды 2-го контура АПЛ от кислорода, который в готовом виде получали от промышленности и хранили на корабле до востребования. 
На корабле в кормовой части была сделана химическая лаборатория, оснащённая всей необходимой аппаратурой и приборами для определения качества ионообменных смол и получаемой ВВЧ.

С тремя оставшимися главными котлами (один вырезали при модернизации для получения дистиллята из морской воды и размещения системы глубокой очистки воды) корабль развивал скорость хода до 28,6 узла.

Если бы не было ПМ-141, то АПЛ в 45-ю дивизию не стали бы приходить с июня 1963 г., так как электроэнергию с берега взять было неоткуда, отсутствовала ВВЧ и ионообменные смолы, их тоже неоткуда было взять в рабочей форме для загрузки в фильтры 1-го и 2-го контура.

Командиром корабля был капитан 2 ранга Козлихин Юрий Иванович, бывший командир эсминца «Вечный». Старшим помощником командира – штурманом – капитан-лейтенант Кобыща Вальтер Николаевич, командиром БЧ-5 - инженер-капитан-лейтенант Фисун Евгений Степанович, начальником медицинской службы - капитан м/с Колышкин Иван Яковлевич, командиром машинно- котельной группы – лейтенант Конев Василий, в 1963 г. его сменил инженер- капитан-лейтенант Касаткин Валерий Васильевич.

Начавшие прибывать в октябре 1962 года офицеры Службы радиационной безопасности (СРБ), в/ч 69002 были размещены в каютах на ПМ-141.
Командиром в/части 69002 – начальником СРБ был капитан 2 ранга Литвинов Николай Ефимович, его заместителем капитан 3 ранга Сивоконь Пётр, начальником лабораторно-технической части капитан 2 ранга Коротеев Виктор Иванович.
Химическая лаборатория СРБ проверяла также качество получаемой и передаваемой нами на ВВЧ и ионообменных смол на АПЛ с выдачей соответствующих документов, которые они заверяли гербовой печатью в/части 69002.
Засолений контуров АПЛ с июня 1963 по июнь 1966 г., пока я служил на ПМ-141, не было, то есть из всех баз АПЛ СФ и ТОФ наша база была единственной в ВМФ СССР, кто ещё и отмывал не только 1-ый, но и 2-ой контур на всех лодках дивизии, которые приходили из других баз из-под Владивостока и с Северного флота.

ПМ-141 после прихода в 15-ую эскадру сначала была ошвартована у пирса № 1 на территории 29-ой дивизии, т.к. строившийся для 45 ДиПЛ первый пирс № 6 ещё не был готов. Затем корабль перешёл к построенному пирсу № 6, к которому 18 июня 1963 г. пришвартовалась, прибывшая первой в состав 45-ой дивизии АПЛ пр. 659 К-122. Командиром лодки был капитан 2 ранга Смирнов, начальником химической службы выпускник химического факультета Высшего Военно- Морского училища инженеров оружия (г. Ленинград) 1960 года старший инженер- лейтенант Афанасьев Александр Васильевич, окончивший училище с золотой медалью.

29 дивизией (подводные лодки 629 проекта) командовал капитан 1 ранга Щербаков Иван Иванович, которому на 23 февраля 1963 г. присвоили звание «контр-адмирал».
Позже его сменил капитан 1 ранга Дыгало В.А.
Камчатской военной флотилией командовал контр-адмирал Гончар Н.Ф.
Командиром 15-ой эскадры был контр-адмирал Гонтаев А.М., начальником штаба капитан 1 ранга Проскунов Н.Г., начальником политотдела капитан 1 ранга Ковтонюк В.В.
Начальником штаба 45 дивизии назначили капитана 1 ранга Истратова Н.М., который длительное время исполнял обязанности врио комдива.
Первым начальником ЭМС - флагманским механиком 45-ой дивизии был инженер-капитан 2 ранга Мирсон Леонид М., которого позже сменил Бисовка Н.З.
Заместителем по ядерным энергетическим установкам назначили инженер-капитана 2 ранга Черномордикова, по электротехнической части - инженер-капитана 3 ранга Ивановского, помощником по водоподготовке инженер - капитан-лейтенанта Демихова Бориса.
Первым флагманским химиком дивизии был капитан 3 ранга Найдель Эдуард, позже его сменил инженер-капитан 3 ранга Ляпин Герман Борисович, назначенный после окончания ВМА.

В июле 1963 г. в дивизию для посещения первой АПЛ на Камчатке К-122 прибыли Главком ВМФ адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г. и Президент Сибирского отделения Академии Наук СССР академик Лаврентьев М.М. Командир лодки, подав команду «Смирно!» шёл с докладом к Главкому, но Горшков С.Г. кивком головы показал капитану 2 ранга Смирнову, что доложить надо человеку в шляпе, т.е. академику Лаврентьеву М.М. (почему-то об этом тоже никто не написал).

Авиационная эскадрилья гидросамолётов Бе-6 из бухты пос. Ягодная убыла в конце 1962 г., т.к. в ноябре- декабре дом, где располагался штаб эскадрильи, был отдан для ремонта под жильё офицерского состава ПМ-141 и СРБ.

Я многое читал в Интернете о различных авариях на АПЛ Северного флота, включая радиационные, но ничего не нашёл по авариям лодок в 45 ДиПЛ, другим авариям на кораблях и судах 15 эскадры, чему мы были свидетелями и участниками ликвидации аварий в те годы:
1) в 2 часа ночи 7 мая 1966 г. на АПЛ пр. 659 случился пожар в турбинном отсеке, который погасили, залив в отсек 120 тонн ВВЧ из ТНТ-42, который случайно стоял рядом с лодкой у 7-го пирса. В то время на этой лодке был 2-ой экипаж, командир капитан 2 ранга Рябов.
Лодка была загружена ракетами, так как должна была идти на ракетные стрельбы. Комиссия из 11 человек «свалила» вину на начхима лодки (Жачкина Виктора Сергеевича – моего друга и одноклассника по училищу), т.к. по её заключению пожар произошёл из-за самовозгорания пускового брикета изолирующего противогаза ИП-46М, на который бросили промасленный комбинезон, не пытаясь найти истинную причину пожара. Выгорело несколько силовых кабелей.
2) кстати, когда перешёл служить на ПТБ проекта 326 – ПМ-133 в июне 1966 г., то мы в августе или сентябре работали с аварийной АПЛ 45 дивизии по перегрузке фильтра активности аварийного реактора (для меня это была первая работа с аварийной АПЛ).
3) в сентябре или октябре ПТБ проекта 326 – ПМ-32 выполняла аналогичную перегрузку ещё на одной из лодок 45 ДиПЛ.
4) с 6 по 9 марта1968 г. мы выполнили перегрузку фильтров активности на аварийном 1-ом контуре АПЛ пр. 627, К-14, которая вернулась с боевой службы с аварийным реактором. На боевую службу (БС) ходил второй экипаж. Так как начхимом на лодке был выпускник химического факультета Каспийского ВВМУ им. С.М. Кирова 1967 года молодой лейтенант, то из 1-го экипажа на БС послали начхима капитан- лейтенанта Фурсу Владимира Васильевича, который и обучал молодого лейтенанта.
5) примерно в 1965 г. во время ураганного ветра стоявшее на мёртвых якорях на территории дивизии плавучее комплексное дозиметрическое судно (ПКДС) притонуло. Судно было переделано под ПКДС из бывшего монитора «Сиваш». ПКДС потом вся аварийно- спасательная служба Камчатской военной флотилии перебазировала в док на СРЗ-49.
6) когда лодка 651 проекта (командир капитан 2 или 1 ранга Бец Валентин Иванович) становилась на СРЗ-49 для срезания буксирного устройства, то горизонтальными рулями пропорола подводную часть по правому борту плавзавода «Горняк», который накренился. От худших последствий спасло то, что в то время был отлив.

 

С уважением,                    Чепенко Б.А.

Мои координаты: 109431, г. Москва, Авиаконструктора Миля ул., д. 15, корп. 1, кв. 198.
Тел. Дом. 8 (499) 796-02-31, раб. 8 (499) 374-83-61. E-mail: lrkftor@mail.ru
12 апреля 2012 года.

 

на страницу Подводная лодка

на страницу Здесь начинается Россия